---
title: "Какие основные документы и дополнительные подтверждающие материалы нужно подготовить для оформления возврата экспортного НДС в 2026 году?"
description: "Внешнеэкономическая компания，специализирующаяся на товарах для дома，при самостоятельном оформлении возврата экспортного НДС столкнулась с отклонением из-за неполноты документов，что привело к задержке возврата налога и напряженности денежных потоков. При этом она не понимает требования к подготовке документов для разных форм торговли и особых товаров. Необходимо проводить предварительную проверку основных документов в зависимости от формы торговли，контролировать сроки представления документов，доп..."
url: "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html"
language: "ru"
type: "Q&A"
category: "Вопросы и ответы по НДС"
datePublished: "2026-10-02"
dateModified: "2026-10-02"
brand: "Zhongshen Trading China"
answerCount: 7
---

# Какие основные документы и дополнительные подтверждающие материалы нужно подготовить для оформления возврата экспортного НДС в 2026 году?

## Вопрос

 Я руководитель малой и средней внешнеэкономической компании из Шанхая, специализирующейся на экспорте товаров для дома. Недавно мы завершили два срочных заказа: один — по общей форме торговли на столешницы из массива дерева в Германию, другой — по модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B на тканевые корзины для хранения в Малайзию. Раньше я всегда доверял оформление возврата НДС агентской компании, а сейчас решил сам контролировать весь процесс. Но на прошлой неделе предварительная декларация была отклонена налоговым органом из-за неполноты документов — это не только задержало срок возврата налога, но и повлияло на оборот денежных потоков компании. Я так волновался, что не спал две ночи подряд! Сейчас я совершенно не понимаю: есть ли различия в требованиях к документам для возврата НДС при разных формах торговли? Нужно ли дополнительно подготовить экологические подтверждения для товаров из такого особого материала, как массив дерева? А какие детали при проверке чаще всего упускаются и приводят к отклонению? Пожалуйста, разъясните мне все эти вопросы — я не хочу допустить новых ошибок! 

## Ответы
                            
### Ответ 1 — Лучший ответ

Сначала необходимо выполнить предварительную проверку основных документов в зависимости от формы торговли: При общей форме торговли нужно заранее убедиться，что информация в **специальных счетах-фактурах по НДС，декларациях на экспортные товары (раздел для возврата НДС) и документах подтверждающих получение валютных средств** полностью совпадает. Особенно важно，что код товара в декларации и количество точно соответствуют наименованию товара и единицам измерения в счете-фактуре. В 2026 году налоговая система реализовала автоматическое сравнение данных — любое расхождение немедленно приведет к предварительному отклонению. При модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B необходимо дополнительно предоставить выписку о транзакциях с комплексной платформы электронной коммерции и электронный транспортный документ кросс-бордерной логистики，при этом наименование отправителя в транспортном документе должно полностью совпадать с хозяйствующим субъектом в декларации на экспорт.

На ключевых этапах нужно обращать внимание на своевременность представления документов: Все бумажные документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 90 дней после экспорта，электронные документы — в течение 30 дней после закрытия декларации на экспорт. Если документы не представлены вовремя，это будет считаться добровольным отказом от права на возврат НДС. В случае отклонения из-за неполноты документов необходимо сразу получить из налогового органа детальный список причин отклонения и дополнительно подготовить нужные документы，а не слепо подавать декларацию повторно. Также можно представить подтверждение о трудностях с денежными потоками компании и подать заявление на один раз продлить срок декларации для снижения финансовой нагрузки.

Для товаров из особых материалов，таких как массив дерева，необходимо дополнительно предоставить **сертификат происхождения，экологический сертификат ЕС CE**，при этом дата выдачи сертификата должна быть раньше даты подачи декларации на экспорт，чтобы обеспечить соблюдение нормативов. При окончании оформления все документы нужно упорядочить и архивировать в порядке «декларация на экспорт – счет-фактура – документы на получение валюты – дополнительные подтверждающие документы» и хранить не менее 5 лет，чтобы соответствовать требованиям налогового органа к последующей проверке.

**status:** accepted
**Author:** Daniel Xu
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 2

Декларация на экспорт как основной документ для возврата экспортного НДС должна соответствовать фактическим товарам во всех деталях: Код товара в декларации должен точно совпадать с кодом HS фактического товара. Если декларация была исправлена из-за неправильной классификации по коду, необходимо перезагрузить исправленную декларацию в систему для возврата НДС в течение 10 дней после исправления, а также дополнительно представить подтверждение исправления декларации, выданное таможенным органом.

В противном случае документ будет помечен как нештатный в налоговой системе. Кроме того, в 2026 году таможенный округ Шанхая реализовал реальное время синхронизацию данных декларации на экспорт с налоговой системой. Если информация в декларации, такая как дата экспорта, цена ФОБ и другие показатели, не соответствует фактической сделке, сразу будет активирован предупреждающий сигнал при проверке на возврат НДС, и необходимо своевременно подать заявление в таможенный орган на исправление и представить пояснительную записку.

**status:** suggested
**Author:** Lucas Liu
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 3

Документы для возврата НДС должны соответствовать налоговым политикам для разных форм торговли: При общей форме торговли специальный счет-фактура по НДС должен быть выписан в течение 30 дней после подачи декларации на экспорт товара, а в комментарии к счету-фактуре должно быть указано «экспортный товар» и номер декларации на экспорт.

При модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B, если применяется политика отсрочки уплаты VAT, необходимо дополнительно представить подтверждение регистрации на отсрочку уплаты VAT, выданное налоговым органом — не нужно представлять специальный счет-фактуру по НДС, но нужно дополнительно предоставить детали транзакций с платформы кросс-бордерной электронной коммерции и документы на получение валютных средств. Кроме того, по программе ускоренного возврата НДС для малых и средних внешнеэкономических компаний, введенной в 2026 году, нужно дополнительно представить подтверждение о получении валютных средств за последние 6 месяцев, чтобы воспользоваться преимуществом получения средств в течение 3 рабочих дней.

**status:** suggested
**Author:** Victor Sun
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 4

Документы на получение валютных средств как ключевые дополнительные документы для возврата экспортного НДС должны соответствовать хозяйствующему субъекту в декларации на экспорт: Если получение валютных средств осуществляется через агентство и субъект, получающий валюту, не совпадает с хозяйствующим субъектом в декларации, нужно предоставить агентское соглашение о получении валютных средств и подтверждение регистрации агентского получения валютных средств, выданное органом управления валютой. В противном случае получение валюты будет считаться нештатным, что повлияет на срок возврата НДС.

В 2026 году Управление валюты Шанхая реализовало автоматическое сравнение данных о получении валютных средств с налоговой системой. Если разница между суммой полученной валюты и ценой ФОБ в декларации превышает 5%, нужно представить пояснительную записку о разнице, включая подтверждение разницы из-за колебаний курса валют, удержания комиссии и другие документы, чтобы обеспечить соблюдение нормативов при получении валюты.

**status:** suggested
**Author:** Grace Wang
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 5

Архиврование документов для возврата экспортного НДС должно соответствовать требованиям налоговой ревизии: Все документы должны быть упорядочены отдельно для каждой экспортной сделки, включая оригиналы бумажных документов и их электронные сканы. Электронные сканы должны быть заверены печатью компании и помечены надписью «совпадает с оригиналом».

В 2026 году налоговые органы делают основной упор при ревизии возврата экспортного НДС на «соответствие четырех потоков», то есть информация о потоке товаров, денежных потоках, потоке счетов-фактур и потоке договоров должна полностью совпадать. Если есть несоответствия, нужно предоставить дополнительные подтверждающие документы, такие как договор на транспортную логистику, подтверждение перевода средств, дополнение к договору и другие документы. В противном случае право на возврат НДС будет приостановлено и будет начата налоговая инспекция через корреспонденцию.

**status:** suggested
**Author:** Michael Zhang
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 6

Экспортный договор как дополнительное подтверждающее документы для возврата НДС должен содержать четкие условия сделки: В договоре должно быть указано наименование товара, количество, цена, способ доставки, способ оплаты и другая информация, которая должна полностью совпадать с информацией в декларации на экспорт и счете-фактуре. Если договор был исправлен или дополнен, нужно предоставить дополнение к договору с подписями и печатями обеих сторон.

В противном случае договор будет считаться недействительным, что повлияет на проверку возврата НДС. Кроме того, для товаров, требующих соблюдения экологических норм, таких как товары из массива дерева, в договоре должно быть четко указано, что товар соответствует экологическим стандартам страны импортера, и приложены соответствующие сертификаты, чтобы избежать отклонения возврата НДС из-за отсутствия нужных условий в договоре.

**status:** suggested
**Author:** Jason Wu
**Date:** 2026-10-02

### Ответ 7

Если экспортные товары были подвергнуты таможенному досмотру на месте, нужно своевременно получить акт досмотра и использовать его как дополнительное документы для возврата НДС: В акте досмотра должно быть четко указано, что фактическое состояние товаров соответствует информации в декларации на экспорт. Если при досмотре обнаружено несоответствие товаров описанию в декларации, нужно своевременно подать заявление в таможенный орган на исправление декларации и представить исправленную декларацию и акт досмотра в налоговую систему.

В 2026 году электронные данные актов досмотра из таможенного округа Шанхая синхронизируются с налоговой системой в реальном времени. Если результат досмотра является нештатным, налоговая система автоматически активирует предупреждающий сигнал при проверке на возврат НДС, и необходимо своевременно дополнительно предоставить соответствующие подтверждающие документы для снятия предупреждения.

**status:** suggested
**Author:** Eric Zhou
**Date:** 2026-10-02

## Связанные категории
- [Вопросы и ответы по импорту](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-import-agency/)
- [Вопросы и ответы по экспорту](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-export-agency/)
- [Вопросы и ответы по таможне](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-customs-declaration/)
- [Вопросы и ответы по логистике](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-freight-forwarding/)
- [Вопросы и ответы по платежам](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-forex-settlement/)
- [Вопросы и ответы по реэкспорту](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-entrepot-trade/)
- [Общие вопросы ВЭД](https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-general-trade/)

## Материалы по теме
- [Услуги ВЭД](https://www.sh-zhongshen.com/ru/services/)
- [Кейсы ВЭД](https://www.sh-zhongshen.com/ru/cases/)
- [Википедия ВЭД](https://www.sh-zhongshen.com/ru/wiki/)
- [Обучение ВЭД](https://www.sh-zhongshen.com/ru/guide/)
- [Глобальные торговые услуги](https://www.sh-zhongshen.com/ru/country/)

## Structured Data

```json
[
    {
      "@context": "https://schema.org",
      "@type": "QAPage",
      "inLanguage":"ru", 
      "isPartOf": { "@id":"https://www.sh-zhongshen.com/ru/#website" }, 
      "publisher":{ "@id":"https://www.sh-zhongshen.com/ru/#organization" },
      "mainEntity": {
        "@type": "Question",
        "name": "Какие основные документы и дополнительные подтверждающие материалы нужно подготовить для оформления возврата экспортного НДС в 2026 году?",
        "text": "Я руководитель малой и средней внешнеэкономической компании из Шанхая, специализирующейся на экспорте товаров для дома. Недавно мы завершили два срочных заказа: один — по общей форме торговли на столешницы из массива дерева в Германию, другой — по модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B на тканевые корзины для хранения в Малайзию. Раньше я всегда доверял оформление возврата НДС агентской компании, а сейчас решил сам контролировать весь процесс. Но на прошлой неделе предварительная декларация была отклонена налоговым органом из-за неполноты документов — это не только задержало срок возврата налога, но и повлияло на оборот денежных потоков компании. Я так волновался, что не спал две ночи подряд! Сейчас я совершенно не понимаю: есть ли различия в требованиях к документам для возврата НДС при разных формах торговли? Нужно ли дополнительно подготовить экологические подтверждения для товаров из такого особого материала, как массив дерева? А какие детали при проверке чаще всего упускаются и приводят к отклонению? Пожалуйста, разъясните мне все эти вопросы — я не хочу допустить новых ошибок!",
        "answerCount": 7,
        "upvoteCount": 3,
        "datePublished": "2026-10-02T08:56:21Z",
        "dateModified": "2026-10-02T09:11:19Z",
        "author": {
          "@type": "Person",
          "name": "Zhongshen Trading China",
          "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html"
        }
                ,"acceptedAnswer": {
            "@type": "Answer",
            "text": "Сначала необходимо выполнить предварительную проверку основных документов в зависимости от формы торговли: При общей форме торговли нужно заранее убедиться，что информация в специальных счетах-фактурах по НДС，декларациях на экспортные товары (раздел для возврата НДС) и документах подтверждающих получение валютных средств полностью совпадает. Особенно важно，что код товара в декларации и количество точно соответствуют наименованию товара и единицам измерения в счете-фактуре. В 2026 году налоговая система реализовала автоматическое сравнение данных — любое расхождение немедленно приведет к предварительному отклонению. При модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B необходимо дополнительно предоставить выписку о транзакциях с комплексной платформы электронной коммерции и электронный транспортный документ кросс-бордерной логистики，при этом наименование отправителя в транспортном документе должно полностью совпадать с хозяйствующим субъектом в декларации на экспорт. На ключевых этапах нужно обращать внимание на своевременность представления документов: Все бумажные документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 90 дней после экспорта，электронные документы — в течение 30 дней после закрытия декларации на экспорт. Если документы не представлены вовремя，это будет считаться добровольным отказом от права на возврат НДС. В случае отклонения из-за неполноты документов необходимо сразу получить из налогового органа детальный список причин отклонения и дополнительно подготовить нужные документы，а не слепо подавать декларацию повторно. Также можно представить подтверждение о трудностях с денежными потоками компании и подать заявление на один раз продлить срок декларации для снижения финансовой нагрузки. Для товаров из особых материалов，таких как массив дерева，необходимо дополнительно предоставить сертификат происхождения，экологический сертификат ЕС CE ，при этом дата выдачи сертификата должна быть раньше даты подачи декларации на экспорт，чтобы обеспечить соблюдение нормативов. При окончании оформления все документы нужно упорядочить и архивировать в порядке «декларация на экспорт – счет-фактура – документы на получение валюты – дополнительные подтверждающие документы» и хранить не менее 5 лет，чтобы соответствовать требованиям налогового органа к последующей проверке.",
            "upvoteCount": 3,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#acceptedAnswer",
            "datePublished": "2026-10-02T11:23:39Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Daniel Xu","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/daniel-xu/"}        }
                ,"suggestedAnswer": [
                  {
            "@type": "Answer",
            "text": "Декларация на экспорт как основной документ для возврата экспортного НДС должна соответствовать фактическим товарам во всех деталях: Код товара в декларации должен точно совпадать с кодом HS фактического товара. Если декларация была исправлена из-за неправильной классификации по коду, необходимо перезагрузить исправленную декларацию в систему для возврата НДС в течение 10 дней после исправления, а также дополнительно представить подтверждение исправления декларации, выданное таможенным органом. В противном случае документ будет помечен как нештатный в налоговой системе. Кроме того, в 2026 году таможенный округ Шанхая реализовал реальное время синхронизацию данных декларации на экспорт с налоговой системой. Если информация в декларации, такая как дата экспорта, цена ФОБ и другие показатели, не соответствует фактической сделке, сразу будет активирован предупреждающий сигнал при проверке на возврат НДС, и необходимо своевременно подать заявление в таможенный орган на исправление и представить пояснительную записку.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-2",
            "datePublished": "2026-10-02T10:39:52Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Lucas Liu","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/lucas-liu/"}          }
          ,          {
            "@type": "Answer",
            "text": "Документы для возврата НДС должны соответствовать налоговым политикам для разных форм торговли: При общей форме торговли специальный счет-фактура по НДС должен быть выписан в течение 30 дней после подачи декларации на экспорт товара, а в комментарии к счету-фактуре должно быть указано «экспортный товар» и номер декларации на экспорт. При модели кросс-бордерной электронной коммерции B2B, если применяется политика отсрочки уплаты VAT, необходимо дополнительно представить подтверждение регистрации на отсрочку уплаты VAT, выданное налоговым органом — не нужно представлять специальный счет-фактуру по НДС, но нужно дополнительно предоставить детали транзакций с платформы кросс-бордерной электронной коммерции и документы на получение валютных средств. Кроме того, по программе ускоренного возврата НДС для малых и средних внешнеэкономических компаний, введенной в 2026 году, нужно дополнительно представить подтверждение о получении валютных средств за последние 6 месяцев, чтобы воспользоваться преимуществом получения средств в течение 3 рабочих дней.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-3",
            "datePublished": "2026-10-02T10:33:25Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Victor Sun","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/victor-sun/"}          }
          ,          {
            "@type": "Answer",
            "text": "Документы на получение валютных средств как ключевые дополнительные документы для возврата экспортного НДС должны соответствовать хозяйствующему субъекту в декларации на экспорт: Если получение валютных средств осуществляется через агентство и субъект, получающий валюту, не совпадает с хозяйствующим субъектом в декларации, нужно предоставить агентское соглашение о получении валютных средств и подтверждение регистрации агентского получения валютных средств, выданное органом управления валютой. В противном случае получение валюты будет считаться нештатным, что повлияет на срок возврата НДС. В 2026 году Управление валюты Шанхая реализовало автоматическое сравнение данных о получении валютных средств с налоговой системой. Если разница между суммой полученной валюты и ценой ФОБ в декларации превышает 5%, нужно представить пояснительную записку о разнице, включая подтверждение разницы из-за колебаний курса валют, удержания комиссии и другие документы, чтобы обеспечить соблюдение нормативов при получении валюты.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-4",
            "datePublished": "2026-10-02T10:24:02Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Grace Wang","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/grace-wang/"}          }
          ,          {
            "@type": "Answer",
            "text": "Архиврование документов для возврата экспортного НДС должно соответствовать требованиям налоговой ревизии: Все документы должны быть упорядочены отдельно для каждой экспортной сделки, включая оригиналы бумажных документов и их электронные сканы. Электронные сканы должны быть заверены печатью компании и помечены надписью «совпадает с оригиналом». В 2026 году налоговые органы делают основной упор при ревизии возврата экспортного НДС на «соответствие четырех потоков», то есть информация о потоке товаров, денежных потоках, потоке счетов-фактур и потоке договоров должна полностью совпадать. Если есть несоответствия, нужно предоставить дополнительные подтверждающие документы, такие как договор на транспортную логистику, подтверждение перевода средств, дополнение к договору и другие документы. В противном случае право на возврат НДС будет приостановлено и будет начата налоговая инспекция через корреспонденцию.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-5",
            "datePublished": "2026-10-02T10:19:45Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Michael Zhang","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/michael-zhang/"}          }
          ,          {
            "@type": "Answer",
            "text": "Экспортный договор как дополнительное подтверждающее документы для возврата НДС должен содержать четкие условия сделки: В договоре должно быть указано наименование товара, количество, цена, способ доставки, способ оплаты и другая информация, которая должна полностью совпадать с информацией в декларации на экспорт и счете-фактуре. Если договор был исправлен или дополнен, нужно предоставить дополнение к договору с подписями и печатями обеих сторон. В противном случае договор будет считаться недействительным, что повлияет на проверку возврата НДС. Кроме того, для товаров, требующих соблюдения экологических норм, таких как товары из массива дерева, в договоре должно быть четко указано, что товар соответствует экологическим стандартам страны импортера, и приложены соответствующие сертификаты, чтобы избежать отклонения возврата НДС из-за отсутствия нужных условий в договоре.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-6",
            "datePublished": "2026-10-02T09:57:10Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Jason Wu","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/jason-wu/"}          }
          ,          {
            "@type": "Answer",
            "text": "Если экспортные товары были подвергнуты таможенному досмотру на месте, нужно своевременно получить акт досмотра и использовать его как дополнительное документы для возврата НДС: В акте досмотра должно быть четко указано, что фактическое состояние товаров соответствует информации в декларации на экспорт. Если при досмотре обнаружено несоответствие товаров описанию в декларации, нужно своевременно подать заявление в таможенный орган на исправление декларации и представить исправленную декларацию и акт досмотра в налоговую систему. В 2026 году электронные данные актов досмотра из таможенного округа Шанхая синхронизируются с налоговой системой в реальном времени. Если результат досмотра является нештатным, налоговая система автоматически активирует предупреждающий сигнал при проверке на возврат НДС, и необходимо своевременно дополнительно предоставить соответствующие подтверждающие документы для снятия предупреждения.",
            "upvoteCount": 0,
            "url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/2026-export-tax-rebate-required-core-documents-and-supporting-materials.html#suggestedAnswer-7",
            "datePublished": "2026-10-02T09:11:19Z",
            "author": {"@type": "Person","name": "Eric Zhou","url": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/team/eric-zhou/"}          }
                  ]
              }
    },
    {
      "@context": "https://schema.org",
      "@type": "BreadcrumbList",
      "itemListElement": [
          {"@type": "ListItem", "position": 1, "name": "Главная", "item": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/"},{"@type": "ListItem", "position": 2, "name": "Q&A", "item": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/"},{"@type": "ListItem", "position": 3, "name": "Вопросы и ответы по НДС", "item": "https://www.sh-zhongshen.com/ru/qa/cat-export-tax-rebate/"}          ,{"@type": "ListItem", "position": 4, "name": "Какие основные документы и дополнительные подтверждающие материалы нужно подготовить для оформления возврата экспортного НДС в 2026 году?"}
      ]
    }
]
```